Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание принципа единства личности (в противовес её разделению на «Я», «Оно» и Сверх-Я»).
Движущие силы психического развития :
-) компенсация ;
-) сверхкомпенсация – порождает людей, отличающихся исключительными достижениями.
Социальный интерес – врожденный потенциал человека, направленный на взаимодействие с другими людьми и достижение личных или общественных целей. На факторы поведения влияет не только прошлое, но и цели на будущее (■ человек, живущий в страхе загробных мучений или проклятий, ведёт себя иначе).
Личность есть продукт индивидуального творчества человека ввиду его незащищённости, неполноценности, стремления укрепиться путем превосходства над другими. Главной целью личности является стремление к превосходству или самоутверждению. Двигатель социализации состоит не в переключении энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд ), а в стремлении личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность.
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безопасности и свободе от страха , а не сексуальные или агрессивные импульсы. Сексуальные извращения и агрессивные тенденции не причина невроза, а его результат. Соответственно, главным в определении причин неврозов является фактор социального окружения, который обусловливает невротическое поведение индивида. Мотивы поведения индивида носят характер бессознательной «защиты» от агрессивной реальности.
Защитные механизмы от страха :
-) Рационализация – превращение невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью;
-) Подмена страха другими симптомами;
-) «Наркотизация» страха –
--) прямая (■ алкоголь) ;
--) переносная (■ бурная внешняя деятельность).
«Великие неврозы» нашего времени :
-) невроз благосклонности – движение к людям (услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой) ;
-) невроизоляция – движение от людей (побег от общества) ;
-) невроз власти – движение против людей (агрессивная личность, жаждущая престижа и власти) ;
-) невроз послушности – конформизм автомата.
Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделение власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все психические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихотомии существования » («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы» :
-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;
-) мазохизм – подчинить себя другим;
-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;
-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.
Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопасность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.
Человек является частью природы, и как таковой он подчинен ее законам и не в состоянии их изменить. | Человек постоянно выходит за пределы природы, создает свой собственный «рукотворный» мир второй природы (культуры). |
Человек отделен от мирового целого, лишен гармонии с миром и потому бездомен. | Человек стремится к гармонии с миром (возвращению домой) и потому постоянно создает все новые формы соотнесенности с миром, которые никогда не бывают окончательными. |
Человек конечен и смертен. | Зная о своей конечности и смертности, человек утверждает вечные ценности и идеалы, пытаясь реализовать себя за свой недолгий век. |
Человек одинок, осознает свое отличие от других людей. | Человек стремится к солидарности с другими людьми, в том числе прошлых и будущих поколений. |
Экзистенциальные дихотомии не устранимы, каждый человек дает на них ответ всем своим существом. Природа человека проявляется в этом ответе, который может рассматриваться как осмысленное отношение человека к миру. В качестве таких ответов Фромм рассматривает как позитивные (стремление к свободе, истине, справедливости и т.д.), так н негативные (ненависть, садизм, конформизм, нарциссизм и т.д.). Эти характерные для человека черты не являются биологическими инстинктами, Фромм называет их «укорененными в характере страстями».
Нарциссизм - то есть самовлюбленность, самолюбование. Термин происходит от имени героя Древнегреческой мифологии Нарцисса. Этот прекрасный юноша отверг влюбленную в него нимфу и был наказан богами тем, что, увидев свое отражение в воде, влюбился в самого себя.
Характер же человека Фроммом определяется как «относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром».
Судьба учения. Идеи Фромма получили широкую известность в кругах политиков, социологов, художественной интеллигенции, но не оказали серьезного влияния на кого-либо из философов.
Биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр. Окончил медицинский факультет Базельского университета, затем работал в психиатрической клинике в Цюрихе, позднее начал преподавать психологию в Цюрихском университете. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации 1 и главным редактором журнала этой ассоциации (1909- 1913). В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом (причиной были как личные конфликты, так и теоретические расхождения).
Как и Фрейд, Юнг разрабатывал свое учение на основе эмпирического опыта, полученного им при лечении больных, а затем вышел на уровень культурологических и философских обобщений.
Основные труды. «Очерки ассоциативной психологии» (1906), «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Символика духа» (1948).
Философские воззрения. Учение о коллективном бессознательном . Человеческая психика понимается Юнгом как некая энергетическая система, в которой постоянно взаимодействуют сознание - индивидуальное человеческое «я» («эго»), наполненное различными комплексами, и коллективное бессознательное, представляющая собой систему архетипов .Эта система является общей для всех людей, это сверхличностный психический субстрат, присутствующий в каждом человеке и наследуемый им от предков. И становление индивидуального сознания есть процесс обособления личного «я» от коллективного бессознательного, т.е. родовой человеческой сущности.
Учение об архетипах. Архетипы, составляющие человеческую сущность, есть «автопортреты инстинктов», и они определяют схемы инстинктивного поведения, присущие всем людям. Реализуются архетипы в образах" конкретной культуры и внутреннего опыта конкретных людей, т.е. каждый раз по-разному. На самых ранних этапах развития человечества они проявляются преимущественно в чувственно-образной форме; с ее спонтанными проявлениями имеет дело и современный человек, например во сне.
Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная психическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его развития. С другой - она есть результат «архаического познания природы», т.е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах и религиозных учениях (отсюда и интерес самого Юнга к этим учениям). К числу важнейших архетипов он относил такие, как «Великая Мать» и «Великий Отец», «Персона» и «Тень», «Самость» и т.д.
«Великая Мать» (Анима) есть архетип женственности, связанный с эмоциональным началом, «Великий Отец» (Анимус) - архетип мужественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в мужчинах, влияя на их поведение.
Персона - это совокупность социальных ролей, которые мы играем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но даже совокупность этих масок не есть еще подлинное «я» человека.
Тень - это «низший человек в нас», т.е. совокупность наших комплексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдержать с ней встречу - очень трудно. Но единственный способ избавиться от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, чтобы научиться принимать ее как данность, научиться сосуществовать с ней. И только это позволяет прекратить приписывание другим людям собственных негативных качеств.
Важнейший из архетипов, по Юнгу, - Самость. Это психологический образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности.
Судьба учения. Учение Юнга сыграло значительную роль в развитии идеалистической философской антропологии и ряда течений современного мистицизма. Его концепция «коллективного бессознательного» оказала большое влияние не только на психологов и философов, но и на культурологов, историков, этнографов, религиоведов, а также на художественную интеллигенцию Запада.
Учение о синхроничности во многом стало базой и для возрожденной в XX в. астрологии, поскольку позволяло логично объяснить, почему положение на небе звезд и планет, не имеющее никакой причинно-следственной связи с жизнью и судьбой людей, тем не менее может использоваться для предсказания человеческих судеб.
Часть 3
Философия жизни
Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - начала XX вв. Центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа».
Жизнь и ее понимание
Философы | Понимание жизни |
А. Шопенгауэр 1788-1860 гг. | Жизнь есть бесконечное множество объективаций «воли к жизни» - слепой, иррациональной и не имеющей никакого основания в чем-либо ином силы, первоосновы бытия. |
Ф. Ницше 1844-1900 гг. | Жизнь есть проявление стихийного становления бытия; все живое обладает «волей к власти», проявляющейся в тяге к самоутверждению, в борьбе за существование со всеми соперниками; завоеванное пространство она организует иерархически, наделяя различными степенями ценности; на высшей ступени развития - у человека - она обращается сама на себя, и тогда начинается процесс ее распада. |
А. Бергсон 1859-1941 гг. | Жизнь - это некая космическая сила, «жизненный порыв», суть которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении различных новых форм. |
В. Дильтей 1833-1911 гг. | Жизнь - это способ бытия человека, пребывающего в историко-культурной реальности; любые явления культуры есть проявление «объективного духа», действующего в истории; в них раскрывается суть человека, которая постижима интуитивно, но не до конца: всегда остается «последняя тайна» жизни, к которой можно только приближаться, но нельзя постичь полностью. |
Г. Зиммель 1858-1918 гг. | Жизнь - это процесс творческого становления, который не может быть правильно понят рациональными методами и средствами; он постижим только во внутреннем переживании. Именно эти уникальные переживания жизни и получают объективацию в различных формах культуры. |
О. Шпенглер 1880-1936 гг. | Жизнь - это проявление слепой стихийной силы. Ее «всплески» и «прорывы» порождают культуры, каждая из которых - живой и цельный организм, проходящий различные стадии развития. Нет общечеловеческой культуры, а есть только отдельные, самостоятельные. |
Шопенгауэр
Биографические сведения. Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ, родился в семье коммерсанта. После смерти отца, отказавшись от занятий коммерцией, которые вел по настоянию отца, Шопенгауэр поступил учиться в Геттингенский университет; здесь он изучал естествознание и философию.
Основные труды. «Мир как воля и представление: В 2 т.» (Т. 1 - 1818, Т. 2 - 1849), «О зрении и цвете» (1816), «О воле в природе» (1836), «О свободе человеческой воли» (1839), «Об основании морали» (1840).
Философские воззрения . Шопенгауэр - субъективный идеалист, в своем учении опирается на ряд идей немецкой классической философии, платонизма и индийской философии. Своим главным идейным противником он считал Гегеля, идеи которого неоднократно критиковал (и особенно - учение о диалектике и телеологизм гегелевской системы).
Мир как представление. Телесный, чувственно воспринимаемый мир понимается Шопенгауэром не как объективно существующий, а всего лишь как явление или представление в сознании субъекта («вещь-для-нас» - в терминологии Канта). А то, что стоит за этими представлениями, Шопенгауэр (вслед за Кантом) трактует как непостижимую «вещь-в-себе». Поэтому мир становится миром только после того, как появился первый видящий его глаз, слышащее его ухо и т.д.
Учение о «воле к жизни». Основой «вещи-в-себе» оказывается у Шопенгауэра слепая и не имеющая никакого основания в чем-либо ином «воля к жизни», которая получает свою реализацию в бесконечном множестве форм, или, как это называет сам Шопенгауэр, «объективаций ».
Воля к жизни слепа и бесцельна, не имеет основания и меры. Это является источником постоянной борьбы между различными ее объективациями, каждая из которых стремится к абсолютному господству над всеми другими, что и порождает бесконечную войну «всех против всех». Множество объективаций определенным образом организовано: существует своя иерархия (аналогичная иерархии платоновских идей). Внизу находятся «жизненные силы» природы, а верхнюю ступень в этой иерархии занимает человек - разумное существо, способное к познанию и самопознанию. К сожалению, большинство людей обладает весьма ограниченными способностями в этой области. И только философский гений способен интуитивно постичь суть жизни.
Учение о жизни. Жизнь каждого человека представляет собой трагедию. Человек одержим различными стремлениями и желаниями, являющимися проявлениями исходной воли. Причем эти проявления особенно сильны именно в человеке как высшей объективации воли. Но при этом человеческая жизнь бессмысленна и бесцельна: то, что можно назвать радостью, есть лишь временное отсутствие страданий. Но за этим периодом «радости» обязательно следует новое страдание, или, если оно долго не появляется, к человеку приходит скука.
Учение о воле как о некоторой исходной иррациональной силе, присущей Абсолюту, имело место в философии Шеллинга, а понимание ее как Бездны - источника и добра, и зла - восходит к учению Бёме.
Судьба учения. Шопенгауэр оказал громадное влияние на многих представителей художественной культуры и на последующую философию: на философию жизни, экзистенциализм, феноменологию, интуитивизм и т.д.
Ницше(Nietzche)
Биографические сведения. Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий филолог, писатель и философ. Родился в семье пастора, окончив гимназию, учился в университетах Бонна и Лейпцига, где изучал классическую филологию. В 1869-1879 гг. Ницше занимал пост профессора классической филологии Базельского университета.
С детства Ницше мучили страшные головные боли, приводившие к обморокам, рвоте, временной слепоте и т.д. В 1879 г. из-за болезни он вынужден был прекратить преподавание; в поисках подходящего климата странствовал по Швейцарии, Италии, Франции, где и написал свои лучшие книги. С 1889 г. прекратилась его творческая деятельность: душевная болезнь привела его в сумасшедший дом, где он провел остатки дней.
В целом философия Ницше может быть отнесена к субъективному идеализму и охарактеризована как иррационализм.
Основные труды. «Несвоевременные размышления» (1873), «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Утренняя заря» (1881), «Веселая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин» (1888), «Сумерки идолов» (1889).
Философские воззрения. Периоды развития. В творчестве Ницше принято выделять три основных периода развития.
Три периода развития
Учение о жизни. На становление философских идей Ницше большое влияние оказала работа Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Понимание жизни как проявления стихийной иррациональной силы - «воли к жизни», являющейся первоосновой бытия, - заняло центральное место в учении Ницше.
Основные понятия, которыми он оперирует, - это «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Все эти понятия оказываются у него многозначными и получают определенный смысл только в конкретном контексте использования. Но в общем они могут быть охарактеризованы следующим образом. Мир есть постоянное становление, и потому на место традиционного философского понятия «становление бытия» Ницше ставит «бытие становления». Бессмысленность бытия обнаруживается, когда мы, наконец, осознаем, что его сущность - это «вечное возвращение» ,повторение и обновление того, что уже неоднократно существовало. Становление - есть чистое и непрерывное движение, а то, что мы принимаем за вещь, есть всего лишь момент устойчивости в хаосе становления. В основании мира лежит воля (воля к жизни), которая является движущей силой становления, поэтому воля и есть сущность бытия в его динамичности. Жизнь - это мир, понимаемый как организм, и это мир такой, каким его постигает субъект (причем каждый по-своему).
Человек - это биологический организм, появившийся в процессе эволюции, и поэтому в человеке в «снятом виде» присутствуют все ступени его эволюции. В процессе развития (а значит, и борьбы за существование) организм вырабатывает все более сложные формы приспособления к окружающему миру.
Этика . В рамках своей концепции Ницше предлагал и оригинальное решение проблемы свободы воли. Так как все поступки обусловлены, то подлинная свобода воли не существует, а значит, строго говоря, моральные оценки неприложимы ни к каким человеческим поступкам. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти, но проявляется она у разных людей по-разному.
Похожая информация.
Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделение власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все психические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихотомии существования » («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы» :
-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;
-) мазохизм – подчинить себя другим;
-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;
-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.
Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопасность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Конспективный курс философии
Высшего профессионального образования.. Гуманитарно социальный институт.. М Ю Чернавский..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Люберцы 2011
Чернавский М.Ю. Конспективный курс философии/ Гуманитарно-социальный институт. Люберцы, 2011. - 264 с.
Рецензенты:
Трактовки философии
-) слово «философия» впервые употребил Пифагор, понимая под ним, что человеку может быть доступна лишь «любовь к мудрости», но не сама мудрость, которая сосредоточена у Бога;
-) «с
Особенности философии как формы познания
-) является результатом критического интеллектуально-творческого осмысления познавательных, ценностных, эстетических принципов понимания и отношения к реальности в спектре личностных установок опре
Философия и другие виды познавательной деятельности
Дофилософской формой восприятия человеком окружающего мира и трактовок его сущности являлось мифологическое объяснение устройства мироздания. Миф – практическая, нравстве
Области философского знания
-) Онтология – раздел философии, в рамках которого делается попытка ответить на вопрос о принципах и началах бытия, о его сущности, свойствах и категориях.
-)
Основные проблемы античной философии
Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия хара
Теология и теоцентризм
Теоцентризм – Бог в центре мироздания, философия исходит из веры в Бога и в божественное откровение, а философская рефлексия о предельных основаниях бытия подчинена теологии.
Патристика и схоластика
Патристика– (лат. – pater – отец) – II‑VIII вв. – философия раннехристианских авторов – Отцов церкви (Ориген, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Иероним, Ам
Проблема универсалий
-) Реализм – подлинной реальностью, субстанциальным бытием обладают не единоличные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания и материального мира
Христианская философия Аврелия Августина
Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма.
Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Бо
Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени XIV‑XVI вв. Модель усвоения античных идей в средневековой философии ограничивалась рел
Философия Нового времени
Философия Нового времени характеризуется тесной взаимосвязью между метафизикой и естествознанием. Складывающаяся философская картина мира была одновременно и естественнонаучной, а философия,
Трансцендентальная философия Иммануила Канта
«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответству
Идеалистическое посткантианство
Критика философии Канта с идеалистических позиций:
-) «вещь в себе» нельзя мыслить вне сознания, иначе она стала бы не-вещью, вздором, небылицей. В познании есть форма, относительн
Субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте
«Вещь в себе» понимается как природа, что является аберрацией нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, с
Философия тождества Фридриха Йозефа Шеллинга
Натурфилософия. Природа есть становление духовного начала («интеллигенции»), которое имеет бессознательную природу и осознаёт себя в человеке. Через природу проходит динамическое единство и
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Основания философии:
-) Реальность есть бесконечный дух.
-) Жизнь духа (процесс развития философского познания) есть диалектика.
-) Диалектика «спекулятивна» (пов
Философия иррационализма Артура Шопенгауэра
В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных с
Волюнтаризм Фридриха Ницше
Отвержение всей рационалистической философской традиции XVII-XVIII веков с её аналитической тенденцией и абстрактной систематикой вызвало ориентацию на досократовскую философию с отстаиванием идеи
Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана
На базе волюнтаризма Шопенгауэра и философии тождества Шеллинга, пытался с помощью спекулятивно-индуктивного метода вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендент
Неоспинозизм и философия всеединства В.С. Соловьева
Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало.
I. София (первообраз мног
Мистическая философия свободы Н.А. Бердяева
Персоналистические идеи – апофеоз человека и его духа как центра бытия и всех миров – философия призвана познать бытие из человека и через человека.
Два мира в человеке:
Философия жизни
Философия жизни – философское направление преимущественно в немецкой и отчасти во французской философии последней трети XIX – начала ХХ века, рассматривающее жизнь как первичную реальность,
Марксизм
Социальные явления есть факты, что позволяет строить обществоведение по образцу естественных наук. Это позволит дать причинно-следственное объяснение социальных фактов.
Принципы материа
Марбургская школа
Попытка войти в учение Канта без «вещи в себе» на базе абсолютного идеализма с использованием философских положений Гегеля. Бытие – не ощущаемое, а категориально мыслимое, нет
Баденская школа
Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте
Разновидности неогегельянства
-) Британо-американская традиция абсолютного идеализма (Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак‑Таггарт) – сделала выбор в пользу гегелевской системы, пожертвовав при
Философская антропология
Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования дан
Персонализм
Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир
Проблема сущности и существования
В гносеологии необходимо «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности и создания нового метода познания: ■ «существование предшествует сущности»:
Антропология экзистенциализма
Стремление онтологизировать учение о человеке (т.н. экзистенциальная онтология) в качестве задачи раскрытия «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира, «мира сущего».
Пограничная ситуация
Уловить (но не понять) экзистенцию можно в пограничной ситуации как освобождения из-под власти предметного мира, переживание подлинного существования. Человек отрешается от господствующих це
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Структура личности:
-) «Сверх-Я» (Super‑ego) – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции;
-) «Я» (Ego) – осуществляет контроль личности,
Коллективное бессознательное Карла Густава Юнга
Либидо понималось как жизненная энергия вообще. Сексуальность есть лишь одно из многих влечений в психике. Человек не есть только продукт детских переживаний (Фрейд), но он определяется еще
Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание пр
Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безо
Структурный психоанализ Жака Лакана
На базе логической конструкции
-) реальное («Сверх‑Я») – совокупность биологических и психических потребностей и инстинктов;
-) воображаемое («Я») – порядок т
Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуально
Философия понимания Ханса Георга Гадамера
Философия понимания есть универсальный способ бытия человека в мире. Существование человека неразрывно связано с его «опытом мира», который формируется с помощью языка, через который человек
Феноменология
Феноменология – метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Феноменология рассматривает внеопытные и внеисторические структуры сознания
Характеристики структурализма
Интерес представляет не субъект, его духовная жизнь, состояния его сознания и его ориентированность на свободу и творчество, но безличные структуры, бессознательные и всеопределяющие (■
Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра
-) определение структуры языка в отвлечении от процессов его развития (■ «синхрония важнее диахронии») ;
-) отделить язык от географических, социальных, исторических обстоятельств ег
Черты постструктурализма
-) Убеждение в алогичной сущности мира вызывает критику логоцентрического сознания, стремящегося во всём найти порядок и смысл, отыскать первопричину, а точнее, навязать их всему, на что нап
Репрессивное знание Мишеля Фуко
Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что о
Диктатура симулякров Жана Бодрийяра
Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак:
-) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства) ;
Философия постмодернизма
Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров
Черты философии постмодернизма
-) антирационализм – мир сопротивляется нашим усилиям его переделать;
-) антисистематичность – мир не укладывается в теоретические схемы и не поддаётся систематизации, так к
Трактовки бытия в истории философии
-) Представление о единстве мысли и бытия, а также о тождестве не-мысли и небытия. Бытие – умопостигаемо, так как любая мысль – это есть мысль о бытии, мысль бытийственна (невозможно думать ни о че
Три направления в философии
Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, существуют направления:
-) Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмо
Трактовки материи в философии
-) чувственно-наглядное представление, «гилозоизм» («живоматериализм»), тождественное «стихиям», «первоначало всего» (античная натурфилософия – вода (Фалес), воздух (Анаксимен)
Разновидности материализма
-) Французский механистический материализм XVIII века
Материя – единственная реальность, которой свойственно вечное пространственно-временное существование, непреры
Трактовки понятия идея
-) умозрительно-телесная форма, высшее выражение самого бытия:
--) онтологическая интерпретация мысли: ■ «одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия
Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана
Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активност
Модели развития
-) Градуалистская модель – придерживается представления о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц матери
Трактовки диалектики
-) диалог (диалектический метод) – движение к истинному знанию путем беседы через нахождение и опровержение мнимого знания путём выяснения понятий (Сократ) ;
-) метод познани
Законы диалектики
-) Закон единства и борьбы противоположностей – (закон диалектического противоречия) – определяет источник, сущность развития.
В любом предмете существуют противопо
Трактовки категориального аппарата философии
-) Четыре категории – идентичность, отличие, постоянство, изменчивость (Платон).
-) Десять категорий (единичного и общего) – субстанция, количество, качество, отношение, место, врем
Бытие и небытие
Бытие – философская категория, обозначающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании.
Небытие – категория о
Причина и следствие
Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (
И целое
Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Часть
Пространство и время
Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расс
Субстанциональная и реляционная концепции
Субстанциональная концепция – пространство и время – формы бытия, которые полностью автономны от вещей и явлений, которые в них «помещены», в них существуют и актуализируются:
-) и
Гносеология и эпистемология
Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познават
Трактовки сознания в философии
-) Античность – отсутствует строгое расчленение идеального и материального, сознание есть пассивное воспроизведение космоса, разум – космичен:
--) Логос – это и ог
Семантический треугольник
-) Имя (выражение языка).
-) Предмет, обозначаемый именем (денотат, десигнат).
-) Смысл имени (денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом).
Понятия рациональной ступени познания
---) Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.
---) Синтез (противоположен анализу)
Разновидности агностицизма
-) Скептицизм – исходил из учения софистов (V- IV вв. до н.э.) с их утверждением о том, что человек есть мера всех вещей (Протагор, Горгий). Исповедовался принцип
Эмпирическая концепция теории познания
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем сам
Эмпирическая теория познания Джона Локка
Единственным источником знаний является опыт:
-) Внешний опыт основан на ощущениях, даёт первичные качества (величина, фигура, движение, количество).
-) Внутренн
Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли
Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как
Рационалистический анализ Рене Декарта
Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция к
Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы
Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то ест
Панлогизм монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница
Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком
Интуитивизм А. Бергсона
Интуиция есть способ реализации «жизненной силы», проявляемый в бессознательном начале творчества, это разум в возвратном движении к инстинкту, она действует изнутри жизни, это «видение духа
Докритический период
Первостепенное внимание уделялось естественнонаучной проблематике, идея создать историю неба, земли и человека, т.е. естественную историю.
-) До Канта считалось, что
--) ве
Критический период
«Критика чистого разума»
(1781)
«Критика практического разума»
(1788)
«Критика способности суждения»
(
Теории истины
-) Классическая(корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знания:
I. объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон,
Абсолютная и относительная истины
Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективн
Критерии научности
-) Объективность – научное знание должно быть свободно от личностных предпочтений и точно отображать реальность таковой, какова она существует вне и независимо от познающего субъекта.
Принципы научного познания
Принцип –(основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности (закон же – принцип применительно к
Общенаучные методы исследования
Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующ
Эволюция научной картины мира
Научная картина мира – обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления.
-) Классическая (меха
Позитивизм
Черты позитивизма:
-) известно лишь то, что сообщают науки с помощью естественно-научного метода (каузальные законы, господствующие над фактами) ;
-) вера в неизменность
Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
-) Эмпириокритицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса
Познание – это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой «реальности», кроме са
Неопозитивизм
-) Черты неопозитивизма
--) главное не суммирование или систематизация специально-научного знания (позитивизм), а разработка методов анализа знания;
-
Бертрана Рассела, Рудольфа Карнапа, Морица Шлика
--) Необходимость реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности;
--) обыденный язык есть источник заблуждений и философск
Постпозитивизм
Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история развития и смены научных идей и теорий. Н
Концепция личностного знания Майкла Полани
Критика неопозитивистской модели научного познания и идеи деперсонализированного научного знания. Знание обладает чертами наблюдаемого по содержанию и конвенционального по форме.
Научное з
Эволюционная эпистемология
-) Эволюционная эпистемология Герхарда Фоллмера
Гипотетический реализм как комплекс недоказуемых, но очевидных постулатов есть главная философская предпосылка эволю
Новый рационализм Гастона Башляра
Призыв перестроить знание в соответствии со спецификой современного мышления и с учётом «нового духа науки», который определяют теория относительности и квантовая механика.
-) Концепция
Джеральда Холтона
Господствующий анализ эмпирических и аналитических (логико-математических) приводит к стандартному анализу науки на базе
--) неопозитивистской гипотетико-дедуктивной модели, которая
Специфика социальной философии
Социальная философия – раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы см
Проблема субстанции социального
I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни
Экономическая сфера
Материальное производство – единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу, то есть, в процессе производства происходит воспроизводство не только вещей, но и
Социальная сфера
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. То есть, это анализ всех значимых различий меж
Структура политики
-) Субъекты политики – конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов
Социальное познание
Социальное познание – особая форма познания, предметом которого является общество.
-) Монистический характер социального познания – из сфер жизни общества выделяется какая-ли
Моральные ценности в обществе
Ценность – вещи и явления, имеющие для человека и общества определенную значимость, личностный или общественный смысл, существенное значение. Ценности удовлетворяют опре
Разновидности этических концепций
-) Этический рационализм Платона
Исходя из принципа, что «добродетель есть знание», делался вывод, что добрый человек – это человек знающий. Соответственно, нельзя поступа
Трактовки мифа
-) детское восприятие реальности, предполагающее процесс переноса на предметы окружающего мира своих собственных свойств при богатстве воображения и отсутствии рациональности (Дж. Вико) ;
Трактовки сущности идеологии
-) Марксизм
--) идеология – ложная форма отражения действительности, содержащая в себе материально-экономические интересы различных социальных групп и классов (К
Идеология как матрица социально значимых смыслов
Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются:
-) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый
Идеология и наука
-) идеология – ложная форма отражения действительности, которая должна быть заменена социальной наукой – марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс) ;
-) «научная идеология» (марксизм) способ
Дискуссия о перспективах развития идеологий
-) Концепции «конца идеологий»
Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общес
Структура идеологий
Процесс осмысления социальных процессов и явлений протекает в концептуально строгом режиме, заимствуя соответствующий категориальный и понятийный аппарат, компоненты которого можно классифицировать
Разновидности идеологий
-) Либерализм – (лат. liberalis – свободный) (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.‑Л. Монтескье, А. Смит, И. Бентам) – исходит из принципа ограничения государственного
Циклическая модель
-) Языческая идея «вечного возвращения»
Характерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и в
Линейная модель
Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.
Цивилизационная (локальность развития)
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и обще
Стадиальная (линейность развития)
-) Трёхстадиальная
(К.А. де Сен-Симон, О. Конт) – общество последовательно проходит три стадии:
--) теологическая (примитивные мифологические и рел
Мир-системная (отрицание развития)
Мир‑системная концепция (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Й. Галтунг, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски) – выявляет большие экономические образования:
-) акцент де
Марксизм
Социальное бытие определяет сознание – история направляется материальными условиями жизни людей, которые определяются экономическими структурами, а образ жизни человека зависит от его положе
Неомарксизм
Современный пролетариат как революционный класс перестал существовать, растворившись в массе. Революционной, системочуждой потенцией обладают лишь те, кто люмпенизирован западной цивилизацией и стр
Постмарксизм
-) Симулятивная реальность Жана Бодрийяра
Критика общества потребления – усталость от переизбытка потребления и производства
--) вещей-объектов вызывает к
Модели социального развития России
Историософия П.Я. Чаадаева
Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особа
Самобытность славянофильства и западнизм западничества
Черты славянофильства:
(Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) :
-) идея своеобразного пути развития России;
-) признание главенства
Русский консерватизм
(Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, А.А. Фишер, С.С. Уваров, К.Н. Леонтьев)
Необходимость возведения «умственных плотин» для появления политической благонадежности. «Якорь спасения России
Историософия евразийства
(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Н.Н. Алексеев)
Выступали против европеизации, в которой видели подрыв национального единства России и
Значения понятия модернизация
-) Модернизация как переход к индустриальному обществу – (связывается с понятием modern (современный)) – указывает на определенный тип общества, общество модерна, пришедшее
Модели модернизации
-) Структурно-функциональная модель модернизации Т. Парсонса – ориентиром для модернизирующихся стран является схема AGIL: adaptation – адаптация, goal attainment – достижение
Концепция периферийного капитализма Р. Пребиша
Капиталистическая мировая экономика представляет собой единое мировое целое, разграниченное на:
-) «центр» – включает в себя индустриально высокоразвитые державы и
-) «
Признаки глобализации
-) развитие новых информационных технологий и формирование единого общемирового промышленно-финансового и информационно-культурного пространства;
-) слияние национальных экономик в единую
Оценки процесса глобализации
-) Бравурно-оптимистические – обосновывают неизбежность и благотворность процесса глобализации планеты:
-) «поздний капитализм» (Ф. Джеймсон),
Два доминирующих взгляда на глобализацию
(по О.Ю. Маслову)
-) Глобализация – естественноисторический процесс
--) «Глобализация является амбивалентным процессом, который необратим» (У. Бек
Теории глокализации
Глокализация (глокализм) (от лат. global – всемирный и local – местный) –– процесс сложного переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей куль
Традиционное общество (премодерн)
Традиционное общество (премодерн, домодерн) (доминация – с сер. I тыс. до н.э. – XV век) – отличается доминированием в социуме религиозной составляющей, человек с
Индустриальное общество (модерн)
Индустриальное общество (общество модерна, современное общество) (XVI – пер. пол. ХХ веков) – сложилось под влиянием эпохи Возрождения и движения Реформации. Индустриаль
Постиндустриальное общество (постмодерн)
Постиндустриальное общество (постмодерн, информационное общество) (со второй половины ХХ века) – характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сф
Сценарии развития
-) Идеалисты (Ф. Витториа, Г. Гроций, И. Кант, Т. Мюррей, Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук и др.) – убеждены в возможности покончить с войнами и вооруженными конфл
Диалектика Абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля
24. Философия иррационализма А. Шопенгауэра. Понятие воли.
25. Волюнтаризм Ф. Ницше. «Воля к власти».
26. Философия бессознательного Э. фон Гартмана.
27. Неоспинозизм и в
Идеализм
Трактовки понятия идея ……………………………………………….. 84
Объективный идеализм …………………………………………………. 85
-) Реальность Абсолюта Ф.Г. Брэдли ………………………..………. 86
-)
Познавательные способности человека
Операции познания ……………………………………………………. 117
Ступени познания
-) Чувственное познание ……………………………………………. 118
-) Рациональное познание ………………………
Основные направления в философии науки
Позитивизм ………………………………………………………….. 145
-) «Позитивная» философия О. Конта …………………….……. 146
Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
-) Эмпириокритици
Социальная мифология и идеология
Социальная мифология …………………………………………………. 177
Трактовки мифа ………………………………………………………… 177
Трактовки сущности идеологии ………………………………………. 178
Идеоло
Модели социальной динамики
Циклическая модель
-) Языческая идея «вечного возвращения» ……………………..…. 188
-) Циклизм локальных цивилизаций
Н. Данилевского, О. Шпенглера
Концепции общественного развития
Цивилизационная (локальность развития)
-) Теория культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского …………………………………………………. 191
-) Цивилизацио
Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма
Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
Социальный психоанализ Альфреда Адлера
ʼʼИндивидуальная психологияʼʼ построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание принципа единства личности (в противовес её разделению на ʼʼЯʼʼ, ʼʼОноʼʼ и Сверх-Яʼʼ).
Движущие силы психического развития :
-) компенсация ;
-) сверхкомпенсация – порождает людей, отличающихся исключительными достижениями.
Социальный интерес – врожденный потенциал человека, направленный на взаимодействие с другими людьми и достижение личных или общественных целей. На факторы поведения влияет не только прошлое, но и цели на будущее (■ человек, живущий в страхе загробных мучений или проклятий, ведёт себя иначе).
Личность есть продукт индивидуального творчества человека ввиду его незащищённости, неполноценности, стремления укрепиться путем превосходства над другими. Главной целью личности является стремление к превосходству или самоутверждению. Двигатель социализации состоит не в переключении энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд ), а в стремлении личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность.
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безопасности и свободе от страха , а не сексуальные или агрессивные импульсы. Сексуальные извращения и агрессивные тенденции не причина невроза, а его результат. Соответственно, главным в определении причин неврозов является фактор социального окружения, который обусловливает невротическое поведение индивида. Мотивы поведения индивида носят характер бессознательной ʼʼзащитыʼʼ от агрессивной реальности.
Защитные механизмы от страха :
-) Рационализация – превращение невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью;
-) Подмена страха другими симптомами;
-) ʼʼНаркотизацияʼʼ страха –
--) прямая (■ алкоголь) ;
--) переносная (■ бурная внешняя деятельность).
ʼʼВеликие неврозыʼʼ нашего времени :
-) невроз благосклонности – движение к людям (услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой) ;
-) невроизоляция – движение от людей (побег от общества) ;
-) невроз власти – движение против людей (агрессивная личность, жаждущая престижа и власти) ;
-) невроз послушности – конформизм автомата.
Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделение власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все психические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб ʼʼдихотомии существования ʼʼ (ʼʼэкзистенциальной дихотомииʼʼ), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы ʼʼбегства от свободыʼʼ :
-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;
-) мазохизм – подчинить себя другим;
-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;
-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает все оригинальное.
Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопасность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.
Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма" 2017, 2018.
Пытаясь преодолеть ограниченности биологического и социального
подходов к человеку, Фромм предложил видение человеческой сущности как
структуры фундаментальных противоречий, названных им
“экзистенциальными дихотомиями”. Основная экзистенциональная дихотомия
– дихотомия жизни и смерти. Человек является частью природы, он – животное
и тем самым подчиняется законам природы; вместе с тем он вышел за пределы
собственно природного мира благодаря возникновению у него самосознания,
разума, воображения. Тело человека заставляет его хотеть жить, а разум
позволяет ему предвидеть собственный конец, что обрекает человека на
двойственное, противоречивое существование. “Человек – единственное
животное,– пишет Фромм, – для которого собственное существование
составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может
избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с
природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет
хозяином природы и хозяином самому себе”1. Необходимость вновь и вновь
разрешать противоречия своего существования, находить более высокие формы
единства с природой, с другими людьми и самим собой – вот источник всех
душевных сил, движущих человеком, источник его страстей, которые уходят
корнями в целостную структуру человеческого бытия.
Что же следует из постулата об экзистенциональных дихотомиях
человека? Если Фрейд считал, что либидо является основной силой, движущей
человеческими желаниями, то Фромм исходит из того, что наиболее мощные
1 Фромм Э. Человек для себя. Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997. – С. 40
силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в
социокультурных условиях его существования. В то время как тело требует
удовлетворение животных потребностей, разум и совесть ориентируют
человека на стандартизированную систему культурных образцов, которые есть
в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности. В
разных культурах они могут быть специфическими. Но их общей основой для
всего человеческого рода является необходимость единения, приобщения к
деятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с
прошлыми и будущими поколениями.
Даже при полном удовлетворении биологических потребностей человек не
удовлетворен. Более того, в противоположность животному с этого момента у
человека начинаются самые непреодолимые проблемы – он стремится к власти
или к любви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических
идеалов рискует собственной жизнью.
На экзистенциональные дихотомии каждый индивид дает свой ответ,
ищет свой путь сопричастности с другими людьми, с миром в целом. Человек
может вообще отрицать (но не уничтожить!) эту дихотомию путем обращения к
религии – христианская вера приписывает душе бессмертие, отрицая тем самым
факт, что человеческая жизнь кончается смертью. Он может обратиться к
идеологиям, которые также стремятся примирить или отрицать данную
дихотомию. Например, в советское время господствующая идеология
утверждала, что смысл жизни в социальных обязанностях индивида перед
государством и коллективом, именно им подчинены развитие свободы и счастье
человека. Культивировавшаяся преданность жизни “идеалам коммунизма”,
“вождям” народа зачастую достигала таких страстей, которые превосходили
стремление к самосохранению.
Фромм отмечает несколько типичных возможных ориентаций по
разрешению дисгармонии человеческого существования. Так, человек может
попытаться приобщиться к миру подчиняясь отдельной личности, социальной
группе, организации, Богу (мазохистская тенденция: человек испытывает
удовлетворение от причиняемых ему моральных или физических страданий).
Сопричастности человек может достичь и при помощи власти над миром,
посредством господства над другими людьми (садистская тенденция –
получение удовлетворение от страданий других). Человек, движимый
социальным мазохизмом или садизмом, как считает социолог, останется
неудовлетворенным, тревожным и беспокойным, ибо нет предела для
отмеченных стремлений, и в конечном итоге они приводят к крушению его
индивидуальности: он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над
кем господствует.
Есть только одно решение проблемы: человек должен принять на себя
ответственность за самого себя. Только полагаясь на собственные силы, он
может придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя.
Другой экзистенциональной дихотомией, по Фромму, является
укорененность в противовес кровосмешению. Социолог считал, что в человеке
идет борьба, с одной стороны, между глубоким и сильным стремлением не
разрывать природные узы, прежде всего не покидать сферу материнской
защиты, а с другой – поиском новых человеческих корней. Функции
укорененности и безопасности, которые дает связь с матерью, у взрослого
человека начинают выполнять семья, род, коллектив, нация, государство,
церковь и тем самым реализуется потребность в помощи и сердечном тепле.
Как известно, эту потребность Фрейд объяснял сексуальным влечением
ребенка к матери и его особым отношением к отцу, выражавшимся в
подчинении и бунте, что в итоге вело к формированию моральных принципов и
совести отцовского типа. Фромм же полагал, что существует совесть не
только отцовского, но и материнского типа2 . Причем по мере взросления
человека его совесть становится все более независимой от этих изначальных
Однако не всякий человек может освободиться от уз крови и земли.
Освобожденный от традиционных связей, напуганный свободой, человек может
прибегнуть к новому идолопоклонству. Наиболее ярко, считает социолог, это
выражается в национализме и расизме, в культе государства и вождей. Человек,
как правило, не осознавая того, начинает судить о членах своего клана и
“чужаках”, исходя из разных критериев. Фромм замечает: “Все, кто не
относится к числу “своих” по узам крови и земле (выраженным в общности
языка, обычаев, пищи, песен и т.д.) вызывают подозрение, и достаточно
малейшего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда. Такая
кровосмесительная фиксация отравляет отношение индивида не только к
чужим, но и к членам его собственного клана, к самому себе. Человек, не
освободившийся от уз крови и земли, не родился ещё в полной мере как
человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена”3.
Любовь: единение человека с миром
По Фромму, существует лишь один путь единения человека с миром,
который позволяет ему сохранять и развивать свою индивидуальность, быть
самим собой и для себя – любовь. “Любовь – это объединение с кем-либо или
чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и
целостности своего собственного “Я”. Это переживание причастности и
общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю
активность. Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает
потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную
значимость”4.
Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в
самых различных сферах жизни. В области мышления она выражается в
разумном постижении мира; в области действия – в созидательном труде; в
области чувств – в единении в другим человеком, со всеми людьми или
природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.
Дилемма: созидать или разрушать
Ответом на экзистенциональные дихотомии могут стать созидательность
или разрушительность в действиях людей. Человек один осознает себя
существом сотворенным без его согласия и желания. Но его разум и
воображение движут настоятельной потребностью выйти за пределы этого
пассивного, ограниченного состояния и стать творцом собственной жизни. В
акте творчества человек поднимается над пассивностью и случайностью своего
2 См.: Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995. –
3 Там же. С. 320
4 Там же. С. 299
существования как животного. Созидание предполагает вступление человека в
царство целеустремленности и свободы, где он создает необходимые ему
материальные и духовные ценности и тем самым преодолевает ограниченность
своего существования. Но уничтожение, разрушение жизни также дает
возможность человеку выйти за пределы своего существования. В акте
разрушения человек так же ставит себя над жизнью. В стремлении преодолеть
собственную ограниченность человек всегда оказывается перед дилеммой: либо
созидать, либо разрушать.
В трактовке созидательности и разрушительности Фромм переосмыслил
многие фрейдистские положения. Напомним, согласно Фрейду,
деструктивность обусловлена инстинктивными влечениями человека и могла
лишь менять свою направленность – по отношению к себе или по отношению к
другим. Фромм считает, что это положение противоречит фактам и выявил
другие корреляции: “Мы не обнаруживаем глубокой деструктивности по
отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим
себе; и наоборот, мы видим, что враждебность к себе и враждебность к другим
результате блокировки плодотворной энергии”6.
Фромм показал, что в отличие от “органических влечений” Фрейда,
которые постоянны и существуют сами по себе, созидание и разрушение,
коренящиеся в природе человека, могут проявлять себя по-разному и характер
их взаимодействия обусловлен социокультурными факторами. “Созидание и
разрушение, любовь и ненависть не являются инстинктами, существующими
независимо друг от друга, – пишет он. – И то и другое служит ответом на одну
и ту же потребность преодолеть ограниченность своего существования, и
стремление к разрушению неизбежно возникает в тех случаях, когда не
удовлетворяется стремление к созиданию. Удовлетворение потребности в
созидании ведет к счастью, разрушительность – к страданию, и больше всех
страдает сам разрушитель”7.